Нормативно — правовые акты

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ


Профессиональный стандарт

– характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции.


Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

• при приеме на работу для определения квалификации работника;

• при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

• при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

• при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

• при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.


Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов.

Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов.

Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников.

Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы. От соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования.

Каждый педагог должен повысить уровень своей квалификации, усовершенствовать именно те компетенции, которые помогут достичь наиболее высокого качества образования.

Профессиональный стандарт педагога предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):


Образование.

Каждый учитель должен: Иметь высшее образование. Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности. Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения. Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности. Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, — лабораторными и иными работами. Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей. Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.


Воспитательная работа.

В рамках выполнения воспитательной работы учитель обязан: Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе. Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения. Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся. Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников — культурных, возрастных, психологических и т.п. Создавать в коллективе класса дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения.


Развитие личностных качеств.

Педагог должен:

 Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств — успехов в обучении и особенностей поведения. Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении. Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов — логопедов, психологов и так далее. Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка. Владеть методиками коррекционно-развивающей работы. Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.


Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года.

 За это время были созданы нормативы для следующих направлений деятельности:

Наименование стандартаНаименования  должностейУтверждающий  документ
Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организациейРуководитель (директор, заведующий) образовательной организацииПриказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №250н от 19 апреля 2021г. «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) Воспитатель
Учитель
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) Психолог
Педагог-психолог
Психолог образовательной организации
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 514н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» 
Педагог дополнительного образования детей и взрослых Педагог дополнительного образования;
Старший педагог дополнительного образования
Тренер-преподаватель
Старший тренер-преподаватель Преподаватель
Методист
Педагог-организатор
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 652н от 22 сентября 2021 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Специалист в области воспитанияСоциальный педагог; Старший вожатый; Педагог-организатор; Педагог-библиотекарь; Тьютор;Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 10н от 10 января 2017 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
Специалист административно-хозяйственной деятельности  Специалист по административно-хозяйственному обеспечению; Специалист административно-хозяйственной деятельности; Руководитель административно-хозяйственного подразделенияПриказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 49н от 02 февраля 2018 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист административно-хозяйственной деятельности»
Специалист в области охраны трудаСпециалист по охране трудаПриказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. N 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»  
Специалист по гражданской оборонеСпециалист по гражданской оборонеПриказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 октября 2020 г. N 748н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист  по гражданской обороне»
Специалист по управлению документацией организацииДокументовед  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 мая 2017 г. N 416н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист  по управлению документацией организации «
Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организациейСекретарь руководителя; секретарь-администратор; делопроизводительПриказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 июня 2020 N 333н»Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией»  
Специалист по управлению персоналомСпециалист по кадровому делопроизводству;Приказ Минтруда России от 06.10.2015 N 691н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом»