Профориентация

План работы ГБОУ школы №497

Лицеи для поступления

Колледжи для поступления

Колледжи после 8 класса

Соглашение с Центром содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор»

Договор о совместной деятельности — Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции


Что такое профессиональная ориентация

?

— система последовательных, научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение профессионального самоопределения и построения индивидуальной образовательно — профессиональной траектории обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями развития общества и экономики.


Актуальность профориентации


Особенности современного мира

Volatility (изменчивость, нестабильность, неустойчивость, волатильность) – ситуация меняется быстро и непредсказуемо, сложно предсказывать будущую ситуацию или планировать действия.

Uncertainty (неопределенность) – случаются разрушительные изменения. И прошлое не является предсказателем будущего: определение того, что будет, является крайне затруднительным.

Complexity (сложность) – множество сложных для понимания фактов, причин и факторов складываются в проблемы.

Ambiguity (неоднозначность, неясность, двусмысленность, неопределенность) – сложно ответить на вопросы «кто, что, когда и почему».

Многие профессии стремительно устаревают или кардинально меняют функционал. Происходят сокращения, люди теряют работу… Впрочем, это происходит далеко не впервые! Готовность к изменениям один важнейших навыков современности.


Формула профессии

Способность человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию, учитывая свои особенности (склонности, мотивы, способности, личностные качества) и возможности их использовать в профессиональной деятельности (понимание потребностей и устройства рынка труда и профессионального образования).


6 факторов готовности к профессиональному самоопределению:

Внутренние ресурсы — знание своих индивидуальных особенностей, возможностей и ограничений, наличие конкретных профессиональных планов, эмоциональное отношение к самому процессу выбора и т. п.;

Внешние ресурсы — знание о мире профессий, факторы принятия решения -конкретные шаги, предпринимаемые для выбора карьерного пути.


Уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении

1) адаптационно-технологический уровень, направленный на помощь в адаптации, «вписывание» человека в уже существующую систему, группу с заранее известным набором требований, правил, ожиданий;

2) социально-адаптационный уровень, предполагающий помощь в построении определенного – желаемого человеком – образа жизни (при этом освоение профессии выполняет роль средства, инструмента для этого);

3) ценностно-смысловой, или нравственный уровень, затрагивающий, смыслы, глубинные потребностей личности. Работа на этом уровне сложна и энергозатратна, требует большей личностной вовлеченности специалистов – но при этом и наиболее перспективна, позволяет учесть не только краткосрочные и среднесрочные, но и более отдаленные жизненные перспективы человека (имеет более долгосрочный эффект)


Функции педагогического сопровождения профессионального самоопределения

1)Педагогическая поддержка

2)Профессионально – образовательная навигация

3)Формирование профориентационных компетенций.


Профориентационные компетенции

• ориентироваться в пространстве профессиональной информации и осуществлять карьерную самонавигацию, при необходимости запрашивая помощь специалистов;

• целенаправленно приобретать и осмысливать профориентационно значимый опыт, активно осваивать ресурсы территориальной среды профессионального самоопределения, оценивать степень успешности прохождения профессиональных проб и иных профориентационных практик;

• конструировать собственный профессионально-образовательный маршрут и адаптировать его с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;

• совершать обоснованный выбор на основе перебора альтернатив;

• принимать решение и воплощать его в жизнь, преодолевая возможные трудности;

• продвигаться в собственном профессиональном развитии.


Влияние родителей

на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.

        Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

        — знания родителями интересов и потребностей ребенка;

        — умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;

        — общаться с детьми нестандартно, естественно;

        — глубоко «по-настоящему» чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;

        — умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;

        — умение требовать, поощрять и наказывать.

        Что же можно посоветовать детям, решающим вопрос «Кем быть?», как предостеречь их от ошибок в выборе профессии?

        Говорят, на ошибках учатся. Еще говорят, лучше учится на чужих ошибках, чем на своих. Остановимся подробнее на наиболее встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии. Их можно условно разделить на три группы:

        1 группа – недостаточная информированность о профессиях.

        Опрос показал, что ориентация школьников в мире профессий довольно однобокая диапазон специальностей, на которые нацеливаются учащиеся зачастую очень узок. Учащиеся называют в своих ответах всего около 20 профессий в то время, как их насчитывается  около 40 тысяч.

Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям о профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Часто родители не задумываются над тем, будет ли профессия соответствовать склонностям детей, готовы ли они нравственно, социально, психологически соответствовать требованиям профессии.

        Найдите и прочитайте вместе специальную литературу о заинтересовавшей профессии, ознакомьтесь с профессиограммой, поговорите с человеком этой профессии, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста.

        Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессий. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто встречаются старшеклассник, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

        — сложности с трудоустройством;

        — длительное время профессиональной подготовки;

        — трудности в согласовании профессиональных и личных планов;

        — сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труба и ли он может работать на будущее);

        — профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

        Вторая группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессии необходимо в них разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности.

        Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего, поэтому при  выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. Учащиеся часто склонны переоценивать свое здоровье, не замечать незначительные с их точки зрения «болячки». Никто лучше родителей не знает не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но опять же при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей [3].

        Третья группа ошибок – незнание самих правил выбора профессий.

        Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с ним образ жизни  и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходима усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному.

Распространенная ошибка как школьника, так и родителей – автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения.

Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным «на его волну», не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым, и детям нужно всегда помнить, что человек «состоит» из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и «климат» общения, т.е. уровень и образ жизни.


 ПРОФОРИЕНТАЦИОНГНЫЙ ПРОЕКТ

«БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»

Наша школа уже не первый год активно принимает участие во Всероссийском проекте по ранней профессиональной ориентации для учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее», который  реализуется по поручению Президента РФ В.В. Путина и входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование осознанности и готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов.

Участие в проекте включает в себя:

  • Всероссийский профориентационный онлайн-урок . Это мероприятие направлено на вовлечение и мотивацию ребят к изучению своих интересов, склонностей и осознанности к выбору профессии.
  • онлайн-диагностику и групповую консультацию. В рамках школьного контура проекта проводится комплексная профориентационная онлайн — диагностика и последующая групповая консультация по ее результатам. ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТРЕМ МЕТОДИКАМ:  «Почему я выбираю профессию?» (диагностика ценностных ориентиров и жизненных установок) «Как я выбираю профессию?» (диагностику готовности к выбору) продолжительность 20-30 мин.  «Что я выбираю?» (диагностика профессиональных склонностей).
  • мероприятия профессионального выбора Профориентационные практические мероприятия разных видов (мультимедийные выставки, практикумы, всероссийский профориентационный форум-фестиваль, профессиональные пробы) реализуются в рамках проекта на базе региональных площадок. Все мероприятия будут доступны на платформе проекта
  • рефлексию (анкетирование) по итогам участия школьников в мероприятиях профессионального выбора

Также наша школа сотрудничает с академией машиностроения им. Ж. Я. Котина. Ученики посещают ярмарки профессий и другие мероприятия по профориентации, организованные академией.

 

С 27 по 29 декабря 2021 года ученики 8-9 классов посещали мастер-классы в колледже традиционной культуры:

·       мастер-класс «Подарок близким» (направление «Художественный металл»);

·       мастер-класс «Праздничная сервировка стола» (Направление «Гостиничное дело»);

·       мастер-класс  «Символ Нового года» (направление «Роспись дерева»).

Ребята  познакомились  с отделениями и специальностями, встретились с преподавателями и руководством «Российского колледжа традиционной культуры».

Читайте также: