Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивные особенности здания школы предусматривают наличие пандуса, обеспечивающего беспрепятственный доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.


I. Оборудование учебных кабинетов

ГБОУ школа № 497 имеет 44 оборудованных учебных кабинета для проведения учебных занятий.

Каждое рабочее место учителя во всех учебных кабинетах оснащено персональным компьютером с выходом во сеть Интернет. Кабинеты оснащены мультимедийными досками и проекторами с проекционными экранами. При этом все классы начального общего образования на сегодняшний день полностью оборудованы всеми необходимыми техническими средствами (компьютер, МФУ, принтер, мультимедийный проектор), позволяющими эффективно реализовывать федеральные государственные образовательные стандарты ФГОС ООО.


II. Сведения о наличии объектов для проведения практических занятий

Количество специализированных кабинетов для проведения практических занятий — 3 (биология, физика, химия).

Компьютерные классы — 2, по 13 рабочих мест (включая учительское).


III. Сведения о наличии библиотек

ГБОУ школа № 497 имеет одну библиотеку. Школа обеспечена учебниками на 100%.


IV. Сведения о наличии объектов спорта

  1. Пришкольный стадион
  2. Спортивный зал – 1, площадь 286 кв.м.

V. Средства обучения и воспитания

Средства образования  включают в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия.

Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения целей.

Средство обучения – разнообразнейшие материалы и оборудование учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.

Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.


Выделяют 2 группы средств обучения:

а) средства, как источник информации;

б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению. Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Идеальные средства обученияМатериальные средства обучения
1 уровень – на уроке:
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке.Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
2 уровень – учебный предмет:
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету.Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).
3 уровень – весь процесс обучения:
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.

Воспитание — часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание, так или иначе, присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом широком смысле воспитание есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.


Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

—   определение целей и задач;

—   разработка содержания воспитания, его основных направлений;

—   применение действенных методов;

—  формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике. Выделяют:

—    воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание ссоциализацией;

—  воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;

—   воспитание — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.


Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.


МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

—   цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения;

—   содержание воспитания;

—  возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников;

— уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками;

—   индивидуальные и личностные особенности  обучающихся;

—   условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др;

—  средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса;

—  уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет;

— время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания;

—  ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.


КЛАССИФИКАЦИЯ  МЕТОДОВ  ВОСПИТАНИЯ

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

-1. влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

-2.   влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности:

—  методы формирования сознания личности;

—  методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

—  методы стимулирования поведения и деятельности.

Рассмотренные выше средства обучения и воспитания по возможности  и необходимости используются в нашей школе. В работе педагогов применяются различные формы организации взаимодействия, контроля, мониторинга, индивидуальной работы. Используются различные технологии обучения и воспитания, направленные на формирование УУД и личностного развития; ИКТ как средства  информации в образовании; связь с социумом; коммуникация со сверстниками и пр.