Место наставничества в современном образовании
ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» ОТКРЫТЬ
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.06.2022 № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» ОТКРЫТЬ
Распоряжение Министерства просвещения России от 04.02.2021 № Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечиванию функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогов и управленческих кадров» ОТКРЫТЬ
Распоряжение Министерства просвещения России от 06.08.2020 № Р-76 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников» ОТКРЫТЬ
Распоряжение Министерства просвещения России от 25.11.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» ОТКРЫТЬ
Письмо Министерства просвещения России от 21.12.2021 №АЗ-1128/08 «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях 2022/2023 учебный год» ОТКРЫТЬ
Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Цифровая образовательная среда».
Национальная система профессионального роста педагога.
ДОКУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 28.03.2019 № 938-р «О реализации регионального проекта «Учитель будущего»» ОТКРЫТЬ
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 08.04.2022 № 746-р «О создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников м управленческих кадров Санкт-Петербурга» ОТКРЫТЬ
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 30.03.2022 № 623-р «Об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» ОТКРЫТЬ
ЛОКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Приказ директора школы от 01.09.2022 №151/8 «Об утверждении положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 497 Невского района Санкт-Петербурга» ОТКРЫТЬ
Приказ директора школы от 27.09.2022 №172/1 «О закреплении наставнических пар» ОТКРЫТЬ
Выписка из протокола педагогического совета ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга от 31.08.2022 года №1 «Образовательная среда, которую мы создаём: время новых решений» ОТКРЫТЬ
Положение о системе наставничества педагогических работников на 2022/2023 учебный год ОТКРЫТЬ
Дорожная карта по реализации Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в ГБОУ школе № 497 Невского района Санкт-Петербурга ОТКРЫТЬ
Шаблон персонализированной программы наставничества ОТКРЫТЬ
Программа реализации системы (целевой модели) наставничества в ГБОУ школе № 497 Невского района Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный год ОТКРЫТЬ
Дорожная карта реализации (целевой модели) наставничества в ГБОУ школе № 497 Невского района Санкт-Петербурга ОТКРЫТЬ
Центр развития наствавничества — СПБ АППО
Цель проекта:
создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации, раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях.
Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.
Наставничество
серьезный, ответственный процесс. Задача наставника – помочь наставляемому реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности.
Наставник
это человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставническая
деятельность
комплекс мероприятий и формирующих их действия, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Информация о внедрении целевой модели наставничества в Санкт-Петербурге размещена на сайте Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
- Центр развития наставничества СПб АППО https://spbappo.ru/tsentr-razvitiya-nastavnichestva/
Информация о внедрении целевой модели наставничества в Невском районе Санкт-Петербурга размещена на сайте ИМЦ Невского района
Нормативно – правовые документы:
- Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации 145-р от 25.12.2019
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Распоряжение Комитета по образованию «О внедрении методологии (целевой модели) наставничества в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга»
- Методические рекомендации по формированию программы наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность о общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
- Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам СПО
- Приказ о внедрении целевой модели наставничества в ГБОУ школе № 497 Невского района Санкт – Петербурга в 2021/2022 учебном году.
- Приказ о назначении кураторов наставничества.
- Приказ об утверждении плана реализации модели наставничества и начала реализации проекта в ГБОУ школе № 497 Невского района Санкт – Петербурга.
- Приказ о формировании наставнических пар (групп).
- Протокол педагогического совета «Наставничество – перспективное направление образовательного процесса» № 2 от 18.11.2022г.
Алгоритм действий по организации наставничества в образовательной организации ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Методическая инфографика:
- Форма наставничества «Учитель — учитель».
- Форма наставничества «Ученик — ученик» 1.
- Форма наставничества «Ученик — ученик» 2.
- Форма наставничества «Ученик — ученик» 3.
- Кто такой куратор?
- Наставничество в проектной деятельности.
Формы наставничества:
УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК
Анкеты:
- Анкета для определения потенциальной базы наставничества для обучающихся.
- Анкета для определения потенциальной базы наставничества для родителей.
- Анкета для определения потенциальной базы наставничества для учителей.
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ГБОУ ШКОЛЕ № 497
1-ый этап организации наставничества в ГБОУ школе № 497 — подготовительный
Цель этапа: комплект материалов по реализации программ наставничества предназначен для процесса сопровождения и документирования программы наставничества на всех этапах ее реализации.
На подготовительном этапе рекомендуется использовать анкету выявления запросов обучающихся и молодых специалистов для формирования запросов от потенциальных наставляемых и анкету выявления компетенций наставника для поиска соответствующих этим запросам наставников.
1 этап
- Анкета для выявления запросов молодых специалистов.
- Анкета для выявления запросов обучающихся.
- Анкета для выявления компетенции наставника-педагога.
2-ой этап организации наставничества в ГБОУ школе № 497 — формирование баз наставников и наставляемых
Цель этапа: в результате сбора и обработки анкет потенциальных наставляемых выявляются конкретные дефициты обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно устранить с помощью наставничества. На этом этапе формируется база наставников и база наставляемых, необходимые для формирования наставнических пар и контроля достижения плановых показателей внедрения Целевой модели наставничества.
2 этап
- База наставников ( обучающихся) .
- База наставляемых (обучающихся).
- База наставников (учителя).
- База наставляемых (учителя).